. Черкесская (адыгская) проблематика - Итоги Русско-Кавказской войны 1763-1864 гг.
ЧЕРКЕССКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Воскресенье, 05.05.2024, 20:30
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Признаете геноцид черкесов, совершенный Русским царизмом в 19 в. к черкесам
Всего ответов: 109

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья Половинкиной об итогах Русско-Кавказской войны.

http://aheku.org/page-id-2436.html -итоги войны читайте

И ЕЩЕ

Черкесский счет-2

Опубликовал adiga в Геноцид, черкесский вопрос Воскресенье, 7 Октябрь 2012 17:03  

Юрий Винничук

Юрий Винничук

Перевод "Си адыгэ сайт”

Если внимательно просмотреть перепись населения России, проведенную до революции и в 1920-х годах, и сравнить с современной, то окажется, что десятки народов исчезли с её территории бесследно.

В советскую эпоху, когда надо было скрыть недостачу товара, объясняли его отсутствие такими терминами, как "усушка-утруска”.

Нечто похожее произошло и с некоторыми малыми народами – их "перетрясли” или, выражаясь на манер Лукашенко, "перетрахали”. То есть, стали считать составной частью другого, большего народа. Поэтому они ассимилировались и растворились.

Но по сегодняшний день российская власть не устает разглагольствовать о том, как заботится Россия о малых народах и о том, какую им культуру принесла. О культуре поговорим в другой раз, а вот мифическая забота о малых народах выливалась в зверский террор, равный тому, который проводили нацисты на оккупированных территориях.

Россия не подписала хартии о поддержке региональных языков, но очень озабочена тем, чтобы в Украине придерживались условий хартии. И это при том, что в Украине есть только один коренной народ, а все остальные пришли в разное время. В России почти все малые народы коренные, и большинство из них вымирает не только интеллектуально, но и физически.

Во время Кавказской войны в 1837 г. генерал Вельяминов за каждую голову черкеса платил по червонцу, а черепа отправлял в Академию наук. Один из кавказских ветеранов Филипсон вспоминал:

"Генерал Засс приказал отрезать головы убитых, и с этим трофеем вернулся в штаб. Год спустя я встретил генерала Засса в Ставрополе. Он ехал в санях, а другие сани, накрытые дерюгой, ехали за ним. ” Куда это, ваше превосходительство, и что везете? ” – ” Еду, земляк, в отпуск и везу Вельяминову завершенные дела ". С этими словами он открыл холст, и я не без отвращения увидел полсотни голых черепов”.

Россия надрывалась, ведя бесконечную Кавказскую войну. Статс-секретарь Александр Головнин писал в 1858 г.: "Какое государство в мире в состоянии держать постоянно 300 тыс. войска в военном положении и терять ежегодно постоянно по 30 тыс. человек? Какое государство в состоянии выделять шестую часть всего дохода на одну область?!!”

Черкесские переселенцы вынуждены были за бесценок продавать свое имущество. Это обусловлено было тем, что турецкое правительство не позволяло горцам брать с собой в Турцию оружие и скот. Да и забирать с собой скот не позволяло и русское начальство.

Очевидно, горцы не думали так скоро быть побежденными, откладывая распродажу своего имущества до последней минуты. Когда же пришлось нескольким сотням тысяч людей одновременно продавать свое имущество, цены упали до невероятного уровня. Особенно это касалось оружия и скота.

Хорошего быка можно было приобрести за рубль, барана – за четвертак, коня с седлом при полном облачении за 5 рублей. Дорогие сабли в богатой оправе черкесы также отдавали за бесценок. То, что раньше стоило 200-300 рублей, теперь можно было купить за 30-40.

За древнюю саблю или кинжал в свое время отдавали сотни баранов, а теперь все шло прахом. Старики, не желая продавать оружие, так долго служившее им, с каким-то немым отчаянием бросали его в море.

Тысячи горцев скопились на берегу Черного моря, хотя никакой рациональной системы их отправки в Турцию никто не наладил, и теперь они оказались в ужасном положении.

Выполняя приказы графа Евдокимова, черкесов гнали из родных мест, стремясь как можно быстрее очистить горы, но при этом не было и малой части кораблей, как турецких, так и российских, способных быстро перебросить эту огромную массу людей через море. Отсюда – мученическое существование на побережье, голод, болезни.

Трагедия разворачивалась на глазах многочисленных наблюдателей, ошеломленных увиденным. Адольф Берже, историк Кавказа, в 1864 г. лично убедился в трагедии горцев:

"Никогда не забуду я того ужасного впечатления, которое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 000 человек. Холодное время года, отсутствие средств к существованию, эпидемия тифа и оспы сделали их положение отчаянным.

И действительно, чье сердце не дрогнуло, увидев молодую черкешенку, лежащую в лохмотьях на сырой земле, под открытым небом, с двумя малышами, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, тогда как другой искал утоления голода у груди уже остывшего трупа матери. А подобных сцен я встречал немало.

Впечатляющее зрелище предстало перед нашими глазами по дороге: разбросанные трупы детей, женщин, пожилых людей, растерзанные, обгрызанные собаками, изможденные голодом переселенцы, что едва волочат ноги от слабости, падают от изнеможения и еще заживо становятся добычей собак.

Живым и здоровым некогда было думать о умирающих, для них самих перспектива была неутешительной; турецкие шкиперы из жадности наваливали, как груз, черкесов, и, как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Едва ли половина, что отправлялись в Турцию, прибыла на места. Такое бедствие и в таких размерах редко знавало человечество .”

Своими впечатлениями в журнале "Дело” поделился в 1884 году этнограф Яков Абрамов: "Горцы, покидая свои дома, оставляли скот и запасы хлеба и нескошенные поля, а сами без всякого имущества скапливались во многих мелких бухтах Черного моря.

Отсюда их перевозили в Турцию, но поскольку транспортного флота было крайне недостаточно для перевозки полумиллиона человек, то массе горцев приходилось ждать своей очереди по полгода, по году и дольше.

Все это время они оставались на берегу моря, под открытым небом, без каких-либо средств к существованию. Страдания, которые довелось вытерпеть в это время горцам, невозможно описать. Они дословно тысячами умирали от голода. Зимой к этому присоединился холод.

Весь северный берег Черного моря был усыпан трупами и умирающими, между которыми лежала масса живых, но до предела изможденных, в тщетном ожидании, когда их отправят в Турцию.”

Черкесы – красивый народ. Недаром еще с древности турецкие и арабские вельможи нанимали их для своей стражи, а черкесские девушки всегда были украшением любого гарема. Теперь этот народ рассеян, черкесы живут не только в Турции, но и в арабских странах.

А в это время на их родной земле ставят памятники генералам, которые уничтожали их народ, в том числе генералу Зассу, который коллекционировал головы черкесов.

И никого в мире это не касается. Трагедия черкесов так и не стала общеизвестной, хотя геноцид этого народа никак не меньше геноцида армянского.

Оригинал статьи на украинском языке: TCH.ua

Смотрите также: Черкесский счет

 

Наш опрос
Признаете геноцид черкесов, совершенный Русским царизмом в 19 в. к черкесам
Всего ответов: 1
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1
yar

Главная страница

 
Материалов нет

Новая книга о черкесах-адыгах

Автор Нуриет Сообцокова,"АДЫГИ ЧЕРКЕСЫ"-люди-нравы-обычаи-и традиции", Краснодар, ООО "Когорта",2010 г.

Кратко о содержании книги

-живой голос народа
-пословицы и поговорки
-высказывания об адыгах(черкесах)
-Хасэ-Совет мудрейших
-земля адыгов
-страницы истории
-об эпосе "Нарты"
-мораль,этика
-свадебные обряды
-дом, семья
-адыгское игрище
-амуниция воинов
-художественные промыслы
-о садах адыгских
-языческие культы
-горестные события
-народная медицина
-календарь, праздники
-символика и атрибутика адыгов.

 

Танцы черкесов

     Памятник писателю Темботу Керашеву-лауреату Сталинской премии

Тембот Керашев - адыгский писатель-лауреат Сталинской премии

СЛОВО ОБ АДЫГАХ

 

С древнейших времен Се­верный
Кавказ был одним из центров развития цивилиза­ции. Уже в далеком
прош­лом на этой земпе расцве­тают ярчайшие культуры первобытных
кавказцев. И всемирно известный Май­копский курган, и загадоч­ные
дольмены — все это след творений древних обитателей Кавказа.
------------------------------------------------------------------------------------
В более поздние времена Кубань и Приазовье стали торной дорогой для
народов, устремлявшихся к причерно­морским степям. Задолго до нашей эры
стремительные гривастые конницы скифов рыскали по
приазовско-прикубанским просторам.
------------------------------------------------------------------------------------
Скифов сменили сарма­ты. Потом нашествие гун­нов. Кровавый Адиля, как
именовали адыги Атиллу, добрался и до них. Отхлы­нув, гунны оставили
после себя пепел пожарищ и страшную память.
После гуннов — аланы,
затем — половцы и пече­неги. Византия и Хазарский Каганат, походы Батыя
и погромы Тимура страшным ураганом обрушились и на адыгов. Пытались
покорить адыгов генуэзцы, за ними последовали крымские ханы, ногайские
каймаканы и ту­рецкие сераскиры.
-------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь, заполненная от­чаянной и постоянной борь­бой за существование, за
землю родную не располага­ла к постройке больших и удобных жилищ, к
укра­шению их. Привлекательным и достойным уважения счи­тался у адыгов
лишь суро­вый облик мужа-воина. Дос­пехи и экипировка адыга в
совершенстве по тем вре­менам соответствовали тре­бованиям его жизни.
Бурка и смушковая шапка — чер­ные. Рукоять кинжала и верхние ободки
газырей — из черной кости. Даже пряжки, бляшки и наконеч­ники на поясе и
сбруе коня — тоже из черной кости или железа, а если употреб­ляли
серебро. то блеск его притеняли чернью. Знамени­тая черкеска до пояса
плот­но охватывала тело, предос­тавляя свободу рукам, а широкий подол
не мешал стремительно взлететь в седло и в стужу согре­вал колени.
Когда появилось огнестрельное оружие, вме­сто нагрудных карманов на
черкеску нашили газыри. Газырь по-адыгски означа­ет «готовое», то есть
гото­вый заряд, отлитый по мерке каждого ружья. Всадник на всем скаку, в
считанные секунды мог перезарядить ружье.
-----------------------------------------------------------------------------------
На ременном поясе вместо фигурных блях, ныне слу­жащих лишь украшением,
на каждом боку висело по коробочке из железа или серебра. В одной
хранилась мазь, исцеляющая раны, в другой — жир для смаз­ки ружья.
И восточную саблю, изо­гнутую, как полумесяц, ады­ги переделали на свой лад:
ее выпрямили, сохранив лишь небольшой изгиб, уд­линили, и получилась
зна­менитая адыгская шашка, которая, если ударить с протяжкой, сечет
лучше саб­ли и для прокола гораздо сподручнее. Большая часть жизни
адыга проходила в седле, и потому широкие плоские седла, какие они
видели повсюду, адыги пе­рекроили — создали крутое седло с пухлой
четырехлопастной кожаной подуш­кой, которая плотно охваты­вала бедра седока,
— оно меньше
утомляло при даль­них переездах.
---------------------------------------------------------------------------------------
Так, по властному требо­ванию самой жизни скла­дывался характер адыга- воина, который с чуткостью
подметил великий Пушкин:
Черкес оружием обвешан,
Он им гордится,
им утешен...
------------------------------------------------------------------------------------
Зато при малейшем ослаб­лении вражеской угрозы народ старался претворить
мечту о мирной жизни в труде и искусстве. Мастера золотых и серебряных
дел чеканили прекрасные ажур­ные изделия. А сколько любви и нежности
вкладывалось в чудесные женские наряды. ювелирные изде­лия. золотые и
серебряные орнаментальные вышивки! Все эти украшения и сей­час вызывают
восхищение.
--------------------------------------------------------------------------------------
Создавались знаменитые черкесские сады, расчища­лись поляны под посевы хлебов,
выращивались боль­шие гурты овец, лошади особой адыгской породы,
прекрасные. Невообразимо выносливые.
Разумеется, такая полная лишений жизнь не могла не
отразиться на духовной культуре народа. Адыги создали прекрасные
образцы устного народного творче­ства: черкесский нартский эпос,
замечательные песни, сказки и сказания, проник­нутые гуманистическим
пафосом и оптимизмом. Песни, рассказы всех видов сопровождали адыга всю
жизнь. Они звучали всюду — и в кунацкой, и в похо­де на привале. Сила
приме­ра героев, фигурирующих в этом фольклоре, мораль и идеология
эпохи, заклю­ченные в нем. господствова­ли над адыгом. На песни и
исторические предания смот­рели как на хронику и лето­пись, где из
поколения в поколение увековечивались события и имена героев,
клеймились позором тру­сость и порок. А в пестрых, высокохудожественных
от­влечениях сказочных небы­лиц адыги умели видеть образы своей
социальной действительности. Сила об­щественного мнения, созда­ваемого
фольклорным про­изведением, была настолько высока, что адыг скорее
предпочел бы умереть, чем услышать свое имя, покры­тое позором, в песне
или рассказе. А хвалебный куп­лет с упоминанием его име­ни в устах
джегуако (народ­ного сказителя) по поводу какого-то важного события
являлся для него высшей наградой.
-----------------------------------------------------------------------------------
Однако новое нашествие, новая война разрушали соз­данное веками трудом и умом народа. И все прихо­дилось начинать заново.
Чтобы сполна познать и оценить сегодняшнюю жизнь, надо знать прошлое.
Кав­казская земля хранит па- ' мятники, рассказывающие о жизни моего
народа. Кор­ни его культуры так же глубоки, как и сама исто­рия.
------------------------------------------------------------------------------------


Этот писатель жил и творил в советское время и в своем слове он не коснулся
периода Русско-Кавказской войны. На этот период в истории адыгов власть наложила табу.
Эта война окончательно добила черкесов-адыгов и до сих пор не может оправиться от этой трагедии.
Весь архив документов этого периода был закрыт для изучения. После открытия архива
перед глазами читателя предстала кровавая картина геноцида
адыгов.(замечания ред.)
 
Copyright MyCorp © 2013
Сделать бесплатный сайт с uCoz
 
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024