Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Статья Половинкиной об итогах Русско-Кавказской войны.
И ЕЩЕ
Черкесский счет-2
Опубликовал adiga в Геноцид, черкесский вопрос Воскресенье, 7 Октябрь 2012 17:03
Юрий Винничук
Юрий Винничук
Перевод "Си адыгэ сайт”
Если внимательно просмотреть перепись населения России, проведенную до революции и в 1920-х годах, и сравнить с современной, то окажется, что десятки народов исчезли с её территории бесследно.
В советскую эпоху, когда надо было скрыть недостачу товара, объясняли его отсутствие такими терминами, как "усушка-утруска”.
Нечто похожее произошло и с некоторыми малыми народами – их "перетрясли” или, выражаясь на манер Лукашенко, "перетрахали”. То есть, стали считать составной частью другого, большего народа. Поэтому они ассимилировались и растворились.
Но по сегодняшний день российская власть не устает разглагольствовать о том, как заботится Россия о малых народах и о том, какую им культуру принесла. О культуре поговорим в другой раз, а вот мифическая забота о малых народах выливалась в зверский террор, равный тому, который проводили нацисты на оккупированных территориях.
Россия не подписала хартии о поддержке региональных языков, но очень озабочена тем, чтобы в Украине придерживались условий хартии. И это при том, что в Украине есть только один коренной народ, а все остальные пришли в разное время. В России почти все малые народы коренные, и большинство из них вымирает не только интеллектуально, но и физически.
Во время Кавказской войны в 1837 г. генерал Вельяминов за каждую голову черкеса платил по червонцу, а черепа отправлял в Академию наук. Один из кавказских ветеранов Филипсон вспоминал:
"Генерал Засс приказал отрезать головы убитых, и с этим трофеем вернулся в штаб. Год спустя я встретил генерала Засса в Ставрополе. Он ехал в санях, а другие сани, накрытые дерюгой, ехали за ним. ” Куда это, ваше превосходительство, и что везете? ” – ” Еду, земляк, в отпуск и везу Вельяминову завершенные дела ". С этими словами он открыл холст, и я не без отвращения увидел полсотни голых черепов”.
Россия надрывалась, ведя бесконечную Кавказскую войну. Статс-секретарь Александр Головнин писал в 1858 г.: "Какое государство в мире в состоянии держать постоянно 300 тыс. войска в военном положении и терять ежегодно постоянно по 30 тыс. человек? Какое государство в состоянии выделять шестую часть всего дохода на одну область?!!”
Черкесские переселенцы вынуждены были за бесценок продавать свое имущество. Это обусловлено было тем, что турецкое правительство не позволяло горцам брать с собой в Турцию оружие и скот. Да и забирать с собой скот не позволяло и русское начальство.
Очевидно, горцы не думали так скоро быть побежденными, откладывая распродажу своего имущества до последней минуты. Когда же пришлось нескольким сотням тысяч людей одновременно продавать свое имущество, цены упали до невероятного уровня. Особенно это касалось оружия и скота.
Хорошего быка можно было приобрести за рубль, барана – за четвертак, коня с седлом при полном облачении за 5 рублей. Дорогие сабли в богатой оправе черкесы также отдавали за бесценок. То, что раньше стоило 200-300 рублей, теперь можно было купить за 30-40.
За древнюю саблю или кинжал в свое время отдавали сотни баранов, а теперь все шло прахом. Старики, не желая продавать оружие, так долго служившее им, с каким-то немым отчаянием бросали его в море.
Тысячи горцев скопились на берегу Черного моря, хотя никакой рациональной системы их отправки в Турцию никто не наладил, и теперь они оказались в ужасном положении.
Выполняя приказы графа Евдокимова, черкесов гнали из родных мест, стремясь как можно быстрее очистить горы, но при этом не было и малой части кораблей, как турецких, так и российских, способных быстро перебросить эту огромную массу людей через море. Отсюда – мученическое существование на побережье, голод, болезни.
Трагедия разворачивалась на глазах многочисленных наблюдателей, ошеломленных увиденным. Адольф Берже, историк Кавказа, в 1864 г. лично убедился в трагедии горцев:
"Никогда не забуду я того ужасного впечатления, которое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 000 человек. Холодное время года, отсутствие средств к существованию, эпидемия тифа и оспы сделали их положение отчаянным.
И действительно, чье сердце не дрогнуло, увидев молодую черкешенку, лежащую в лохмотьях на сырой земле, под открытым небом, с двумя малышами, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, тогда как другой искал утоления голода у груди уже остывшего трупа матери. А подобных сцен я встречал немало.
Впечатляющее зрелище предстало перед нашими глазами по дороге: разбросанные трупы детей, женщин, пожилых людей, растерзанные, обгрызанные собаками, изможденные голодом переселенцы, что едва волочат ноги от слабости, падают от изнеможения и еще заживо становятся добычей собак.
Живым и здоровым некогда было думать о умирающих, для них самих перспектива была неутешительной; турецкие шкиперы из жадности наваливали, как груз, черкесов, и, как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Едва ли половина, что отправлялись в Турцию, прибыла на места. Такое бедствие и в таких размерах редко знавало человечество .”
Своими впечатлениями в журнале "Дело” поделился в 1884 году этнограф Яков Абрамов: "Горцы, покидая свои дома, оставляли скот и запасы хлеба и нескошенные поля, а сами без всякого имущества скапливались во многих мелких бухтах Черного моря.
Отсюда их перевозили в Турцию, но поскольку транспортного флота было крайне недостаточно для перевозки полумиллиона человек, то массе горцев приходилось ждать своей очереди по полгода, по году и дольше.
Все это время они оставались на берегу моря, под открытым небом, без каких-либо средств к существованию. Страдания, которые довелось вытерпеть в это время горцам, невозможно описать. Они дословно тысячами умирали от голода. Зимой к этому присоединился холод.
Весь северный берег Черного моря был усыпан трупами и умирающими, между которыми лежала масса живых, но до предела изможденных, в тщетном ожидании, когда их отправят в Турцию.”
Черкесы – красивый народ. Недаром еще с древности турецкие и арабские вельможи нанимали их для своей стражи, а черкесские девушки всегда были украшением любого гарема. Теперь этот народ рассеян, черкесы живут не только в Турции, но и в арабских странах.
А в это время на их родной земле ставят памятники генералам, которые уничтожали их народ, в том числе генералу Зассу, который коллекционировал головы черкесов.
И никого в мире это не касается. Трагедия черкесов так и не стала общеизвестной, хотя геноцид этого народа никак не меньше геноцида армянского.
Оригинал статьи на украинском языке: TCH.ua
Смотрите также: Черкесский счет
Статистика |
Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1
yar
|
Главная страница
Материалов нет
Новая книга о черкесах-адыгах
Автор Нуриет Сообцокова,"АДЫГИ ЧЕРКЕСЫ"-люди-нравы-обычаи-и традиции", Краснодар, ООО "Когорта",2010 г.
Кратко о содержании книги
-живой голос народа
-пословицы и поговорки
-высказывания об адыгах(черкесах)
-Хасэ-Совет мудрейших
-земля адыгов
-страницы истории
-об эпосе "Нарты"
-мораль,этика
-свадебные обряды
-дом, семья
-адыгское игрище
-амуниция воинов
-художественные промыслы
-о садах адыгских
-языческие культы
-горестные события
-народная медицина
-календарь, праздники
-символика и атрибутика адыгов.
Танцы черкесов
Памятник писателю Темботу Керашеву-лауреату Сталинской премии
Тембот Керашев - адыгский писатель-лауреат Сталинской премии
СЛОВО ОБ АДЫГАХ
С древнейших времен Северный
Кавказ был одним из центров развития цивилизации. Уже в далеком
прошлом на этой земпе расцветают ярчайшие культуры первобытных
кавказцев. И всемирно известный Майкопский курган, и загадочные
дольмены — все это след творений древних обитателей Кавказа.
------------------------------------------------------------------------------------
В более поздние времена Кубань и Приазовье стали торной дорогой для
народов, устремлявшихся к причерноморским степям. Задолго до нашей эры
стремительные гривастые конницы скифов рыскали по
приазовско-прикубанским просторам.
------------------------------------------------------------------------------------
Скифов сменили сарматы. Потом нашествие гуннов. Кровавый Адиля, как
именовали адыги Атиллу, добрался и до них. Отхлынув, гунны оставили
после себя пепел пожарищ и страшную память.
После гуннов — аланы,
затем — половцы и печенеги. Византия и Хазарский Каганат, походы Батыя
и погромы Тимура страшным ураганом обрушились и на адыгов. Пытались
покорить адыгов генуэзцы, за ними последовали крымские ханы, ногайские
каймаканы и турецкие сераскиры.
-------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь, заполненная отчаянной и постоянной борьбой за существование, за
землю родную не располагала к постройке больших и удобных жилищ, к
украшению их. Привлекательным и достойным уважения считался у адыгов
лишь суровый облик мужа-воина. Доспехи и экипировка адыга в
совершенстве по тем временам соответствовали требованиям его жизни.
Бурка и смушковая шапка — черные. Рукоять кинжала и верхние ободки
газырей — из черной кости. Даже пряжки, бляшки и наконечники на поясе и
сбруе коня — тоже из черной кости или железа, а если употребляли
серебро. то блеск его притеняли чернью. Знаменитая черкеска до пояса
плотно охватывала тело, предоставляя свободу рукам, а широкий подол
не мешал стремительно взлететь в седло и в стужу согревал колени.
Когда появилось огнестрельное оружие, вместо нагрудных карманов на
черкеску нашили газыри. Газырь по-адыгски означает «готовое», то есть
готовый заряд, отлитый по мерке каждого ружья. Всадник на всем скаку, в
считанные секунды мог перезарядить ружье.
-----------------------------------------------------------------------------------
На ременном поясе вместо фигурных блях, ныне служащих лишь украшением,
на каждом боку висело по коробочке из железа или серебра. В одной
хранилась мазь, исцеляющая раны, в другой — жир для смазки ружья.
И восточную саблю, изогнутую, как полумесяц, адыги переделали на свой лад:
ее выпрямили, сохранив лишь небольшой изгиб, удлинили, и получилась
знаменитая адыгская шашка, которая, если ударить с протяжкой, сечет
лучше сабли и для прокола гораздо сподручнее. Большая часть жизни
адыга проходила в седле, и потому широкие плоские седла, какие они
видели повсюду, адыги перекроили — создали крутое седло с пухлой
четырехлопастной кожаной подушкой, которая плотно охватывала бедра седока,
— оно меньше
утомляло при дальних переездах.
---------------------------------------------------------------------------------------
Так, по властному требованию самой жизни складывался характер адыга- воина, который с чуткостью
подметил великий Пушкин:
Черкес оружием обвешан,
Он им гордится,
им утешен...
------------------------------------------------------------------------------------
Зато при малейшем ослаблении вражеской угрозы народ старался претворить
мечту о мирной жизни в труде и искусстве. Мастера золотых и серебряных
дел чеканили прекрасные ажурные изделия. А сколько любви и нежности
вкладывалось в чудесные женские наряды. ювелирные изделия. золотые и
серебряные орнаментальные вышивки! Все эти украшения и сейчас вызывают
восхищение.
--------------------------------------------------------------------------------------
Создавались знаменитые черкесские сады, расчищались поляны под посевы хлебов,
выращивались большие гурты овец, лошади особой адыгской породы,
прекрасные. Невообразимо выносливые.
Разумеется, такая полная лишений жизнь не могла не
отразиться на духовной культуре народа. Адыги создали прекрасные
образцы устного народного творчества: черкесский нартский эпос,
замечательные песни, сказки и сказания, проникнутые гуманистическим
пафосом и оптимизмом. Песни, рассказы всех видов сопровождали адыга всю
жизнь. Они звучали всюду — и в кунацкой, и в походе на привале. Сила
примера героев, фигурирующих в этом фольклоре, мораль и идеология
эпохи, заключенные в нем. господствовали над адыгом. На песни и
исторические предания смотрели как на хронику и летопись, где из
поколения в поколение увековечивались события и имена героев,
клеймились позором трусость и порок. А в пестрых, высокохудожественных
отвлечениях сказочных небылиц адыги умели видеть образы своей
социальной действительности. Сила общественного мнения, создаваемого
фольклорным произведением, была настолько высока, что адыг скорее
предпочел бы умереть, чем услышать свое имя, покрытое позором, в песне
или рассказе. А хвалебный куплет с упоминанием его имени в устах
джегуако (народного сказителя) по поводу какого-то важного события
являлся для него высшей наградой.
-----------------------------------------------------------------------------------
Однако новое нашествие, новая война разрушали созданное веками трудом и умом народа. И все приходилось начинать заново.
Чтобы сполна познать и оценить сегодняшнюю жизнь, надо знать прошлое.
Кавказская земля хранит па- ' мятники, рассказывающие о жизни моего
народа. Корни его культуры так же глубоки, как и сама история.
------------------------------------------------------------------------------------
Этот писатель жил и творил в советское время и в своем слове он не коснулся
периода Русско-Кавказской войны. На этот период в истории адыгов власть наложила табу.
Эта война окончательно добила черкесов-адыгов и до сих пор не может оправиться от этой трагедии.
Весь архив документов этого периода был закрыт для изучения. После открытия архива
перед глазами читателя предстала кровавая картина геноцида
адыгов.(замечания ред.)
Copyright MyCorp © 2013
Сделать бесплатный сайт с uCoz
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|