. Черкесская (адыгская) проблематика - О шапсугах, одного из этносов черкесов 1 часть
ЧЕРКЕССКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Суббота, 27.04.2024, 07:50
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Признаете геноцид черкесов, совершенный Русским царизмом в 19 в. к черкесам
Всего ответов: 109

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

сент. 22 2003, 17:15 

Шапсуги в Краснодарском крае

Это единственная группа, относительно компактно проживающая в Краснодарском крае (Туапсинский и Лазаревский районы) и имеющая статус коренного малочисленного народа согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации. В крае существует всего одна организация, представляющая их интересы - "Адыгэ-Хасэ" (общественный парламент) причерноморских адыгов-шапсугов", объединяющая 25 первичных организаций Лазаревского и Туапсинского районов. На настоящее время численность этой группы не превышает 10 тыс. человек. С 1991 года "Адыгэ Хасэ" выпускает свою газету "Шапсугия", которая распространяется по подписке. В краевом бюджете ежегодно выделяются средства на национально-культурное развитие адыгов-шапсугов, которые идут на развитие сельских клубов, аренду помещений, культурные мероприятия, выпуск газеты, оплату эфирного времени ТВ-Шапсугия.

Однако те претензии, которые предъявляют властям шапсуги, связаны с невыполнением ряда положений федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", под действие которого они подпадают, будучи внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, согласно Постановлению Правительства РФ N 255 от 24 марта 2000 г. Данный закон носит рамочный характер, что предполагает разработку механизмов его реализации на региональном уровне. Однако за прошедшие уже четыре года краевые законодатели так и не предприняли никаких мер для принятия соответствующих нормативных документов.

Наибольшая озабоченность шапсугов связана с отсутствием действий по практической реализации статей 8 и 13 закона. Статья 8 регламентирует права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Часть территории, которая входит сейчас в состав Сочинского государственного природного национального парка, является исконной средой обитания шапсугов. В постановлении главы администрации Краснодарского края N 628 от 1 декабря 1995 года, опубликованном в газете "Шапсугия" N 24 (83) от 23 декабря 1995 г., администрации г. Сочи было предложено "рассмотреть возможность переноса границ Сочинского общереспубликанского природного заказника на 5-7 км от аулов Большой и Малый Кичмай, Тхагапш, села Марьино с последующим предоставлением равновеликой территории в районах, удаленных от указанных населенных пунктов". Согласно постановлениям главы администрации г. Сочи N 353 от 24 апреля 1995 года и N 524 от 26 июня 1998 года эта территория была включена в границы зон традиционной хозяйственной деятельности шапсугов. Однако на практике никаких изменений не произошло, т.к. Сочинский национальный парк является государственным учреждением, и принятие решений по переносу его границ не входит в компетенцию краевых и городских властей, а является прерогативой федеральных структур.

Администрацией парка уже довольно долгое время проводится активная вырубка леса, в основном каштанника. Обосновывается она санитарной необходимостью, свидетельством чему служат выводы научных экспертиз. Шапсуги считают подобные выводы экспертиз необоснованными и нацеленными на оправдание браконьерской вырубки леса, который, как они считают, весь идет на продажу.

Вопрос здесь стоит не в том, насколько это целесообразно с санитарной и экологической точки зрения, а в том, что согласно упоминавшейся статьи закона, а именно пункту 6, представители коренных малочисленных народов имеют право "участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов". До сих пор представителей шапсугов к участию в подобных экспертизах не привлекали.

Не находят практического воплощения другие положения этой статьи. На V съезде причерноморских адыгов-шапсугов в марте 2002 года отмечались как нереализованные следующие права:

- на безвозмездное владение и пользование в местах традиционного проживания шапсугов землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

- на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий и лесных угодий;

- на участие в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке программ экономической деятельности и освоения природных ресурсов;

- на возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания шапсугов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности.

К тому же ситуация усугубляется тем, что даже принятые местными органами власти решения игнорируются чиновничьим аппаратом и соответствующими учреждениями.

Статья 13 предусматривает представительство малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления: "В целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления".

Подготовленные в этой связи лидерами шапсугов обращения к органам государственной власти края долгое время последними оставлялись без внимания, когда же избирательная кампания в ЗСК уже началась, были расценены как несвоевременные. Не отвергая публично идею квотирования, краевая администрация под различными предлогами переносит обсуждение вопроса на далекую перспективу. Характерным примером этого может служить ответ заместителя главы администрации Краснодарского края З. И. Рощупкиной (письмо N 9-03/541 от 27.12.2002 г.): "Решение поставленного Вами вопроса могло бы стать возможным при организации в Краснодарском крае двухпалатного представительного (законодательного) органа государственной власти, в котором одна часть краевого парламента формировалась бы путем проведения выборов по территориальным избирательным округам, а вторая - выборов представителей от административно-территориальных округов. Однако такое коренное реформирование правовой основы организации законодательного (представительного) органа государственной власти края, порядка проведения выборов в краевой парламент возможен лишь при подготовке к последующим выборам в указанный орган, т. е. не ранее 2007 года".

Необходимым условием реализации прав шапсугов и эффективного разрешения их проблем является, по мнению шапсугских лидеров, расширение полномочий и статуса первичных организаций Чилэ Хасэ, которых, как уже отмечалось, насчитывается двадцать пять. Действуя на общественных началах, они не могут в полной мере влиять на ситуацию в аулах. Изменить положение возможно посредством внесения соответствующих изменений в краевые и районные нормативные акты, регулирующих систему местного самоуправления. Однако и в этом вопросе законодатели не демонстрируют стремления удовлетворить интересы шапсугов.

В настоящее время обострился вопрос, касающийся памятника адмиралу Лазареву перед вокзалом железнодорожной станции "Лазаревская". Эта тема чрезвычайно болезненна для шапсугов, т. к. связана с трагическими для них страницами в истории, Кавказской войной и действиями в ней адмирала Лазарева, в то время командовавшего флотом на этом участке театра военных действий. Адмирал - фигура, безусловно, яркая и неординарная, вписавший славные строки в историю военно-морского флота России, исследователь-первопроходец - для коренного населения Северного Кавказа, к коему в относятся адыги-шапсуги, является человеком, который вел против их предков военные действия, расценивающиеся ими как геноцид.

12 июня 2003 года памятник Лазареву был заново установлен на привокзальной площади, действие сопровождалось молебном и торжественным митингом. Решение о восстановлении бюста принял глава администрации Лазаревского района г. Сочи А. П. Чубарь в своем распоряжении N 102-Р от 06.06.2003 г. Основанием для этого послужили ссылки на целый ряд федеральных и региональных нормативных актов, позволивших районным руководителям всю ответственность за случившееся перенести на "вышестоящее начальство". В частности, распоряжение руководствуется Федеральным Законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25.06.2002 г., Законом Краснодарского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" N 558-КЗ от 06.02.2003 г., решением Краснодарского крайисполкома N 63 от 29.01.1975 г., решением администрации Краснодарского края (письмо N 6-07/57 от 30.01.2003 г.), распоряжением главы г. Сочи "Об установке памятника "Бюст адмирала М. П. Лазарева, 1954 год", представляющего собой памятник монументального искусства на основании решения Краснодарского крайисполкома N 63 от 29.01.1975 г., на перроне железнодорожной станции "Лазаревская" г. Сочи" N 235-Р от 05.06.2003 г., а также опирается на мнение профессиональных ученых-историков. Однако было полностью проигнорировано мнение шапсугов, и фактически им было отказано в участии в принятии решения, которое затрагивает их непосредственно.

Вопрос с памятником был поднят впервые еще в начале 1990-х годов. В 1990-м году, по многочисленным обращениям общества "Адыгэ Хасэ", Лазаревский совет народных депутатов принял решение "обратиться в Совет Министров РСФСР с предложением рассмотреть вопрос о переносе бюста адмиралу М. П. Лазареву, установленного на железнодорожной станции "Лазаревская" г. Сочи, на его родину в г. Владимир" в связи с "резко негативным отношением к нему со стороны коренного адыгейского населения". Памятник был убран, но дальнейшая его судьба определена не была, и он остался в распоряжении руководства железнодорожной станции.

В качестве вариантов решения проблемы лидеры шапсугов предлагали несколько вариантов:

- перенос памятника на родину М. П. Лазареву в г. Владимир;

- перенос памятника в г. Севастополь на могилу М. П. Лазарева;

- перенос памятника в Музей истории г. Сочи;

- перенос памятника на закрытую территорию Лазаревской судоверфи.

Мнение шапсугов было поддержано лидерами большинства национально-культурных обществ г. Сочи.

То, что в ответ на восстановление бюста на прежнем месте возникнет негативная реакция со стороны шапсугов, было вполне прогнозируемо, но власти вполне сознательно проигнорировали их позицию.

Как и следовало ожидать, решение спровоцировало волну протестов со стороны адыгской общественности. В экстренном порядке состоялись V и VI Чрезвычайные сессии Хасэ, представившие оценку случившемуся. В принятом на сессиях Постановлении отмечается, что "размещение в п. Лазаревское памятника адмиралу, совершившему военные преступления против человечества, выразившиеся в уничтожении сотен тысяч женщин, детей, стариков с применением жесточайших методов, исключающих возможность выживания мирных жителей, а также применение его имени для увековечения истории России в местах, где были совершены эти действия, унижает национальное достоинство шапсугов, являющихся равноправными гражданами России".

Ответственность за случившееся шапсугские лидеры возлагают в первую очередь на органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов, которые игнорируют в последние годы российское законодательство по защите прав коренных народов. В немалой степени последние события рассматриваются и как результат "стремления определенных кругов, готовых переступить через любые унижения народов ради достижения своих корыстных целей, в очередной раз разыграть шапсугскую карту в ходе предстоящих выборов".

Хасэ приняло решение считать установку бюста антиконституционной и безнравственной. Подчеркивая провокационный ее характер, решать данную проблему оно собирается исключительно в рамках российского законодательства. Хасэ намерено обратиться с официальным заявлением в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой определить законность действий органов местного самоуправления г. Сочи. Также было принято решение направить обращение к Президенту РФ В. В. Путину, министру по делам национальностей В. Ю. Зорину и главе администрации Краснодарского края А. Н. Ткачеву с просьбой принять меры по сложившейся ситуации и реализации в полном объеме положений Конституции РФ и действующего законодательства по защите прав коренного малочисленного народа Краснодарского края - шапсугов. Для этого в первую очередь необходимо привести Устав и законодательство Краснодарского края, а также Уставы муниципальных образований и местные нормативно-правовые акты в соответствие с федеральным законодательством в этой сфере. С такой просьбой решено обратиться в Законодательное собрание Краснодарского края и представительные органы местного самоуправления городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов.

О том, что восстановление памятника затронуло не только шапсугских лидеров, но и вызывает неудовольствие всех адыгов, говорят открытые коллективные письма протеста со стороны жителей аула Наджиго, п. Головинка в адрес губернатора края А. Н. Ткачева, главы г. Сочи Л. А. Мостового, председателя городского собрания Сочи В. В. Подповетного, главы администрации Лазаревского района А. П. Чубаря.

Как недальновидный поступок властей охарактеризовал восстановление бюста Президент Адыгеи Х. Совмен. "Что было, то было, и война - дело прошлое. Сейчас наши народы живут в мире. И я надеюсь на то, что совершившие ошибку с восстановлением памятника вовремя осознают ее", - подчеркнул он. Специальное постановление по этому поводу принял Исполком Международной Черкесской Ассоциации, президентом которой является председатель Парламента Кабардино-Балкарии З. Нахушев. В нем отмечается "считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М. П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведшего к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов". На основании этого в постановлении содержится обращение к Президенту РФ В. В. Путину и главе администрации Краснодарского края А. Н. Ткачеву с просьбой пересмотреть данное решение как "оскорбляющего историческую память адыгов и наносящего прямой вред делу укрепления межнационального согласия и единства Российской Федерации".

Закон о коренных малочисленных народах был принят для того, чтобы уравнять в возможностях те группы, которые в силу малочисленности не в состоянии поддерживать свою самобытность будучи в одинаковой позиции с большинством. Поэтому, в соответствии с законом, должны приниматься специальные меры, позволяющие таким народам избежать полной ассимиляции и самим участвовать в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Игнорирование целого ряда положений этого закона лишает шапсугов возможности участвовать в жизни общества на равных. И позиция администрации в отношении бюста адмирала Лазарева очень хорошо это иллюстрирует.

 

Автор: Багинская И., Бойцов В., Лейбовский А., Шахназарян Н.; источник: Краснодарская городская общественная организация "Центр понтийско-кавказских исследований"

Почему черкесы ( шапсуги ) отсутствуют в Уставе Краснодарского края?

Коренной народ Причерноморья - черкесы-шапсуги, испокон века проживая на нынешней территории края, лишены властями Краснодарского Края многих прав, положенных им в соответствии с Конституцией РФ и международными обязательствами Российской Федерации.

Международная юридическая база, определяющая права «коренных малочисленных народов», начала создаваться почти полвека назад. Сам термин «коренные народы» вошел в международно-правовую лексику с принятием в 1957 г. Конвенции Международной Организации Труда N 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". Дальнейшее упрочение позиций этого понятия в международном праве произошло после пересмотра Конвенции 1957 г., когда в новой Конвенции МОТ N 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», речь уже шла о "коренных народах".

В рамках этих конвенций под "коренными народами" понимаются "народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты”. Во введении к Конвенции № 169 отмечалось, что коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни во многих частях земного шара лишены возможности пользоваться основными правами человека в той же степени, что и остальная часть населения тех государств, в которых они проживают, и что нередко разрушаются их законы, их ценности, их обычаи и их перспективы.

Конвенция четко установила: "Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности". С 1970 г. в рамках ООН началось специальное изучение прав "коренных народов". В результате в 1982 г. Экономический и Социальный Совет ООН создал в рамках Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по "коренным народам". В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд для "коренных народов". Он предоставляет помощь представителям общин и организаций "коренных народов". Указанный фонд управляется Генеральным секретарем ООН с помощью Совета попечителей из 5 членов от 5 государств. Отдавая дань важности проблемы "коренных народов" в современном мире, ООН провозгласила 1993 год Годом коренных народов.

В своей резолюции 59/174 от 20 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие "коренных народов" мира, начинающееся с 1 января 2005 года, цель которого состоит в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед "коренными народами" в таких областях, как культура, образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие. Координатором Десятилетия является Управление Верховного комиссара по правам человека. В 1994 году Генеральная Ассамблея постановила, что на протяжении Международного десятилетия "коренных народов" мира Международный день коренных народов будет отмечаться каждый год 9 августа. Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы по коренному населению Подкомиссии по поощрению и защите прав человека в 1982 году. В своей резолюции 59/174 от 20 декабря 2004 года, в которой Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира (2005–2014 годы), она также постановила продолжать отмечать в течение второго Десятилетия в Центральных учреждениях в Нью-Йорке, в женевском и других отделениях Организации Объединенных Наций каждый год Международный день коренных народов.

В апреле 2000 года Комиссия по правам человека приняла резолюцию об учреждении Постоянного форума по вопросам "коренных народов". Это решение было утверждено Экономическим и Социальным Советом в его резолюции 2000/22 от 28 июля 2000 года. Задачей Постоянного форума является обсуждение вопросов социально-экономического развития, культуры, окружающей среды, образования, здравоохранения и прав человека "коренных народов”. В связи с вышеизложенным в России, в первую очередь, речь должна вестись о так называемых "коренных малочисленных народах”. 30 апреля 1999 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Указанный закон дает следующее определение понятию коренные малочисленные народы Российской Федерации – "народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ”.

Проблема прав "коренных малочисленных народов” длительное время рассматривалась только как часть более общей проблемы правового положения национальных меньшинств. Они численно значительно уступают иным группам населения, не доминируют в обществе, имеют отличия в культуре, языке, религии, обычаях и стремятся к сохранению своей самобытности. Однако выделяющая их особенность состоит в образе жизни и культуре, для которых характерна неразрывная связь с землей и занятие традиционными промыслами. Это, в свою очередь, обусловливает специфику притязаний и правового положения коренных малочисленных народов. Только в результате длительной борьбы за признание равноправия всех людей, независимо от их расы, национальной принадлежности, вероисповедания, отношения к религии и других обстоятельств коренные малочисленные народы были признаны равноправными со всеми другими народами, в том числе и с теми, которые рассматриваются как образовавшие свои национальные государства.

Можно с уверенностью сказать, что статья 69 ныне действующей Конституции РФ, в которой сказано, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, была принята не без учета некоторых положений Конвенции 1989 года «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Комментируемая статья закрепляет наиболее существенные элементы статуса коренных малочисленных народов. Из нее следует, что эти этнические общности официально выделяются в специальную группу в составе многонационального народа России, именуемую "коренные малочисленные народы"; признается их своеобразие, право на традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно-правового регулирования; допускается наличие специфических прав (статуса) данных народов, в том числе - быть субъектом права. Однако нельзя не обратить внимание на то, что нашей страной до сих пор не ратифицирована упоминавшаяся выше Конвенция МОТ. И, тем не менее, принятие Федерального закона № 82, гарантирующего права коренных малочисленных народов, свидетельствует о реальном признании государством своей обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Из вводной части этого закона непосредственно следует, что вслед за установлением правовых основ гарантий, содержащихся в указанном законе, следует издать правовые нормы, развивающие данные основы и конкретизирующие защиту прав и законных интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации. Реализация положений Федерального закона № 82 является обязанностью не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, на территории которых эти народы проживают. Это прямо следует из статей 71 и 72 Конституции РФ. В части 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены, в частности, защита прав национальных меньшинств, а так же вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, земельное, водное и лесное законодательство, законодательство о недрах, а также защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Это означает, что, руководствуясь федеральным законодательством, органы государственной власти субъектов РФ вправе и, очевидно, обязаны принимать все меры, необходимые для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов. То есть того, что составляет одну из основных целей Федерального закона № 82. Защита национальных меньшинств, как правило, сопровождается предоставлением им дополнительных прав и гарантий. Какими могут быть пределы предпочтений?

Конституционный Суд признал, что равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (постановление от 3 мая 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 19, ст. 1764). Европейский Суд, слушая дело о применении языков в системе образования Бельгии, сформулировал подход для определения наличия запрещенной дискриминации:

а) выявленные факты свидетельствуют о различном обращении;
б) различие является бесцельным, т.е. оно не может быть объективно и разумно обосновано с учетом целей и последствий рассматриваемой меры;
в) отсутствует разумная соразмерность между используемыми средствами и поставленной целью (решение от 23 июля 1968 г.).

Иначе говоря, следуя этой логике, можно утверждать: дополнительные права, гарантирующие особое положение национальным меньшинствам, не дискриминационны, если неравенство подхода не произвольно, поддается объяснению, оправданно, рационально. Следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации, на территории которых компактно проживают коренные малочисленные общности, обязательно в той или иной степени отражают это в своих основных законах – конституциях и уставах. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) возлагает на государство обязанность содействовать развитию коренных малочисленных народов, образовывая в составе республиканского бюджета фонды защиты и развития этих народов (ст. 38), провозглашает и гарантирует их право в сфере владения и пользования землей и природными ресурсами, защиту от ассимиляции и посягательства на этническую самобытность (ст. 42), предусматривает возможность придания языкам этих народов статуса официального в местах их компактного проживания (ст. 46) и т.д. Более подробно статус коренных малочисленных народов определяется в уставах автономных округов – Чукотского, Ханты-Мансийского, Ненецкого и др. В них рассматриваются вопросы участия коренных малочисленных народов в осуществлении власти в округах, образования и функционирования территорий традиционного (приоритетного) природопользования, порядок пользования недрами, землей и другими природными ресурсами с учетом интересов коренного населения, предусматривается принятие специальных законодательных актов и т.д.

На основе положений конституционных и уставных документов субъекты Федерации разрабатывают законодательство, детализирующее вышеназванные нормы, а иногда и принимают комплексные акты, регламентирующие статус коренных малочисленных народов. Например, в Республике Саха (Якутия) 24 апреля 1997 года был принят Закон «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера». В нем провозглашаются социально–политические социально–экономические права этих народов, а также права в области культуры, определяются их обязанности, регулируются вопросы самоуправления коренных малочисленных народов, в том числе обязательное направление проектов нормативно–правовых актов, затрагивающих их интересы, в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, право обращения названной Ассоциации и национальных улусных администраций в Конституционный суд Республики с ходатайством о проверке конституционности издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы коренных малочисленных народов Севера и т.д.

Однако нельзя признать в достаточной мере полным и комплексным законодательство отдельных субъектов Российской Федерации. К сожалению, права, льготы и преимущества, установленные для коренных малочисленных народов, зачастую не реализуются из-за отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения, надлежащего государственного протекционизма.

Рассмотрим состояние дел в этой сфере на примере Краснодарского края.

В связи с тем, что основным законом Краснодарского края является Устав Краснодарского края, начать следует именно с этого документа. Во введении к Уставу края сказано, что Законодательное Собрание края, выражая волю и интересы многонационального народа Краснодарского края, руководствуясь Конституцией РФ, принимает настоящий Устав и провозглашает его государственно-правовой основой социально-экономической, политической и культурной жизни края. Далее пункт 1 ст. 2 Устава отражен в следующем виде: - "Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края”. В порядке уточнения: ИСКО́ННЫЙ - существующий искони́́́́́, коренной. В свою очередь ИСКОНИ́ значит – издавна, с незапамятных времен, т.е. очень давно (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва 1995 год). Таким образом, указанная статья Устава Краснодарского края определяет его территорию как земли традиционного расселения русского народа. То есть, согласно Уставу, народом, обитавшим на своих землях (на землях Краснодарского края) до прихода туда переселенцев из других районов является русский народ. При этом в основном законе Краснодарского края ни слова не сказано о черкесах (адыгах), и в настоящее время проживающих на территории края.

Оставляя на суд читателей столь явное искажение исторических фактов и в этой связи морально–этическую сторону данного вопроса в отношении черкесского народа, следует отразить не менее важный законодательный аспект данной темы, а именно, соответствие законодательства Краснодарского края Конституции РФ и федеральному законодательству в части касающейся обеспечения реализации мер по защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов Краснодарского края. л

Хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:

- Насколько полным и комплексным является юридическое обеспечение проводимых мероприятий и используемых мер по защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов в законодательстве Краснодарского края?

- Как и каким образом на территории Краснодарского края обеспечивается реализация мер по защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами?

При этом необходимо сделать следующее уточнение. Во исполнение Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Правительство РФ постановлением N 255 от 24 марта 2000 г. утвердило "Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации”. В указанный Единый перечень были внесены Шапсуги как коренной малочисленный народ Российской Федерации. В графе "Наименование субъекта Российской Федерации”, на территории которого проживают Шапсуги указано – Краснодарский край. Однако в Уставе Краснодарского края до настоящего времени это никак не отражено! Хотелось бы знать, как стало возможно, учитывая волю и интересы причерноморских черкесов – шапсугов как коренного малочисленного народа Краснодарского края Законодательное собрание края, никак не отразило их политические, социально-экономические и культурные права, льготы и преимущества в Уставе края.

Вообще в законодательстве Краснодарского края не предусмотрены механизмы их осуществления, конкретные меры ответственности компетентных органов, должностных лиц за их обеспечение. В соответствии с нормами основного закона Краснодарского края нет такого народа на территории края. А раз нет народа, значит, и нет проблемы.

Но как было наглядно доказано выше, органы государственной власти субъектов РФ обязаны принимать все меры, необходимые для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов. Объективности ради, следует сказать, что в статье 7 Устава Краснодарского края говорится "в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края находятся защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей”. При этом необходимо учесть, что используются термины: "национальных меньшинств” и "малочисленных этнических общностей”. Как видим, и здесь, "аккуратно” не используется термин коренные малочисленные народы. Но даже если рассматривать данную проблему, применяя эти термины то, защита прав национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей - это не только их нормативное закрепление, но и последовательное осуществление как обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления, хотя бы так, как это мы видели на примере других (вышеуказанных) республик краев и областей Российской Федерации. Непонятно, что же мешает реализовать в Краснодарском крае меры, необходимые для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.

Вот только некоторые права коренных малочисленных народов установленные Федеральным законом № 82, которых на самом деле и по сей день лишены причерноморские черкесы:

- безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий;

- участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

- на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

- пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промысл

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024